Этнические стили

Египет

Египетское искусство развивалось под влиянием строгого древнего религиозного мировоззрения, Они верили в загробную жизнь и считали художественное изображение живым и вечным, поэтому придавали искусству огромное значение.
Внутреннее убранство домов богато и красочно, роскошные колонны поддерживали потолок, фрески украшали стены, ковры и занавеси завершали убранство внутренних помещений.
Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, он приобретает конструктивную форму, ставшей основой для всех последующих форм стульев. Сундуки и саркофаги расписывались яркими красками, украшались геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями, а так же слоновой костью и перламутром.
Появляется первая форма ложа, корзины с крышкой из пальмовых волокон, металлические зеркала, чтобы скрыть неровности на поверхности мебели ее шлифовали вручную, облицовывали серебром или золотом, обматывали веревкой. Появляется плетеная мебель из тростника. Применяется массив древесины, филенчатая конструкция (в каркас вставляются пласты из другого материала, что дает возможность дереву жить).
Применялись “цвета земли”: красный, желтый, коричневый, белый (гипс), черный (сажа).

Древняя Греция

Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицованы. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами.
Большинство произведений греческого искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены. Греки отдавали предпочтение строгим тектоническим формам. Мебель для сидения была разнообразной. Три основные формы-скамеечки, обычные и церемониальные. Ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения плетеная. Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, был создан элегантный стул клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые ножки держали спинку.
Для греческой орнаментики характерны как фигуративные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы.
Наиболее частые мотивы: акант, пальметта, ряды листьев, лотос.
Характерный геометрический орнамент: спираль, волнистая линия.
Материалы: различные породы дерева и мрамор.
Цвета: синий, зеленый, оттенки красного (терракотовый), оттенки золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный.

Африканский стиль

Африканское искусство давно служит источником вдохновения в сфере дизайна, а точнее говоря, оно стало таковым с тех пор, как было “открыто” Пикассо и другими художниками ХХ века. Многие из цветов, которые можно видеть на традиционных гончарных изделиях и резных работах африканских мастеров, заимствуются последними у природы.
В интерьерной палитре художников “черного континента” есть несколько ярких цветов – например, цвет индиго и ярко-красный, – но, как правило, при оформлении интерьера в африканском стиле используются сложные цвета с землистым оттенком.
Лучезарные тона желтого, оттенки красной охры, веер оранжевых, шоколадно-коричневый, известково-белый – вот основа этой декоративной темы. Африканский интерьер не нуждается в обилии цветов, но он требует умелого подбора фактуры материалов.
Специфическая наполненность африканского интерьера основывается на наличии таких необходимых аксессуаров, как шкуры диких животных саванны, расстеленные на полу, постельные принадлежности, мебель, украшенные фигурками африканских животных – тигра, зебры или жирафа, деревянные вазы, ритуальные шаманские маски, черные статуэтки, этнические музыкальные инструменты, декоративные блюда из африканского камня. На стенах или полах также могут присутствовать тканые шерстяные ковры или циновки с ярким специфическим рисунком.
Самобытный африканский колорит придают интерьеру изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: экзотические скульптуры, маски, деревянные блюда для фруктов, украшенные узорами, часто схематичными, состоящими из простых геометрических фигур, в которых отражаются религиозные символы богов и подчиненных им природных явлений, сфер человеческой деятельности, а также отображается окружающий ландшафт, животные, люди и предметы быта.
Материалы, из которых изготавливаются предметы интерьера – экологически чистые, природные, такие как венге, эбеновое и красное дерево, бамбук, ротанг и глина. Часто традиционный африканский интерьер украшается изделиями из слоновой кости, змеиной и крокодильей кожи, перьев экзотических птиц.

Мавританский стиль

Мавританский стиль – чисто декоративное искусство. Магометанская вера запрещала изображение живых существ, поэтому искусство ислама создало полную безудержной фантазии орнаментику поверхности.
Основные элементы архитектуры: подковообразная (мавританская) и луковицеобразная (оживальная) арки, сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов.
Интерьеры, благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам, и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра. Мебель играла не значительную роль. Вместо шкафов – стенные ниши с дверцами, украшенные решеткой из типично арабских точеных полочек. Столы низкие, богато украшены резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древесины с интарсией (исп. перламутр) или из чеканной меди (медного блюда).
Для обивки мебели использовали кордованская кожа с тиснением и часто позолотой. Нередко поверх кожаной обивки изделие обрабатывалось ажурными металлическими накладками.
Стилизованный орнамент, арабески излучают силу, изящество, смелость.
Корзины, глиняные горшки округлых или яйцеобразных форм, созданные руками африканских женщин, украшенные африканскими орнаментами, гравировкой, резьба по дереву и некрашеная деревянная мебель или мебель темных, почти черных тонов – это заключительный аккорд в оформлении африканского интерьера.

Китайский стиль

Китайское искусство вошло в моду в Европе в XVIII веке. Наиболее сильное влияние “китайский стиль” оказал на английское мебельное искусство. Предметы китайского искусства, пользовались большим спросом благодаря своей экзотике, ценились чрезмерно высоко.
Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. Он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, а так же мебели. Она имела простые прямолинейные формы, такая форма бамбуковой мебели оправдана, т.к. бамбук не гнется. Мебель была из твердой древесины: черного, розового дерева и тика.
Наряду с искусством бронзового литья и изготовления фарфора славилась китайская лаковая мебель. Китай — родина лаковой техники. Она имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, так же имелись изделия с красным и коричневым фоном. Мебель и другие предметы интерьера украшались резной орнаментикой по толстому слою лака. Китайским национальным видом мебели являются табуреты, вставляемые друг в друга. Лаковую технику применяли при изготовлении зонтиков и различных ширм с богатым рисунком, красота которых усиливалась благодаря красочно расшитым шелковым тканям.
Другая художественная техника была интарсия – вставки на мебели немного выступали на поверхность. Для инкрустации использовали цветную древесину, слоновую кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Японский стиль

Японский стиль оформления современного интерьера набирает популярность. Многим приходится по душе его простота, элегантность, функциональность, а также необычные решения привычных задач. Кроме того, японский интерьер защищает человека от невзгод внешнего мира: закроешь дверь – и все неприятности останутся снаружи.
Традиционный японский дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, а на «функциональные зоны» (с помощью ширм, занавесей, за счёт перепадов уровня пола). Всё это вобрал в себя современный японский стиль. Ширмы делают пространство квартиры лёгким и прозрачным; переставляя их, можно обновлять интерьер хоть каждый день.
Японская культура руководствуется принципом: «всё лишнее безобразно». Основа японского – пустота, подчёркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.
Предметы должны быть не только практичными, но и красивыми. А красиво лишь то, что имеет неповторимое лицо. Каждая вещь в японском интерьере уникальна. При этом красота вещи может быть понятна только её хозяевам.
Решения в интерьере принимаются основываясь на одном сильном цвете или текстуре. Восточные цвета – чистые. В отличие от западного подхода, где смешивают цвета и делают более изящным общий образ, восточное искусство настоящее. Это означает, что начальный цвет или мазок кисти являются и конечным результатом. Западное искусство чаще смешанное и сложное, когда восточное искусство простое, сильное и наглядное.
Ярко выраженный красный цвет, повсеместно распространенный в Японии, используется наряду с черным для оформления буквально всего, начиная от старинных зданий и кончая кимоно и бумажными фонарями. Его можно также обнаружить рядом с красным цветом, имеющим оранжево-коричневый оттенок, на лакированной мебели, ширмах, оконных жалюзи и на посуде. Чувственные серовато-зеленые тона и цвет темного нефрита на керамических изделиях умеренно контрастируют друг с другом и в то же время создают гармоническое сочетание, которое ласкает глаз. В сочетании с черным и белым эти цвета образуют “костяк” традиционной японской палитры.
Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах. Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Стало быть, не нужно искать способа борьбы с мраком – его нужно опоэтизировать и тщательно обозначить.
В японском интерьере использование металлов сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, а влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.
Шкатулки, миниатюры-нэцкэ, куклы из дерева, бронзовые статуэтки, свитки с иероглифами (какемоно), бамбуковые или соломенные коврики — всё это придаст законченный вид интерьеру. Непременный атрибут – это карликовые деревья (бонсаи), икебаны, вазы, светильники и изящный фарфор.
Также украсить помещение можно японскими веерами, куклами в кимоно и другими элементами японской культуры.
Самые распространённые японские текстуры и материалы: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. А также раскрашенный шёлк, маты татами на полу, и тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).
Мебель в Японии стремятся сделать многофункциональной. Например, футон (матрац, применяемый вместо кровати), используют для сидения и для сна. Полы украшают мягкими толстыми циновками и различными ковриками. Стены и потолок часто обшивают светлыми породами древесины. Типичная деталь японского интерьера – раздвижная стенка.
Мебели – минимум, только самое необходимое. Мебель должна быть простой геометрической формы, к тому же небольших размеров. Материалы – натуральные. Очень часто используется бамбуковая мебель.
В общем, японский стиль можно назвать минималистично-декоративным. В нём гармонично сочетаются пустота и красота. Для человека, живущего в “японском” доме, главное – это гармония, единение с природой.

Индийский стиль

Когда монголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои…
Приблизительно в IV веке до н. э. язык художественных форм подвергся глубоким изменениям. Греческие элементы смешались с индийскими формообразующими элементами, в результате чего возник своеобразный новый мир форм. В этот период претерпели изменения и формы мебели. Широко распространена низкая примитивная кровать-каркас на четырех ножках с пропущенными через них опорами. Плоскость для лежания была плетеной. Такие кровати изготавливали из дорогого материала и пышно украшали. Характерно индийское изделие – табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем.
В Индии, богатой различными смолами, была высоко развита техника лакирования и применение ее для декоративных целей. Одним из методов было лакирование цветными быстро сохнущими лаками, в основном выточенных элементов мебели. Другой метод – это многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито. Малогабаритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакировались довольно сложным способом. Для украшения мебели применялась интарсия из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), а также резьба по слоновой кости.
О непритязательности индусов свидетельствует и примитивное переносное «изделие мебели» — опора для тела: сидящий на корточках факир опирается руками и головой о подставку и спокойно спит. Однако в тоже время индусы знали, что такое комфорт, о чем свидетельствует церемониальное кресло буддийского монаха, напоминающее по своей конструкции древнеиндийский трон.
Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые запросы, которые оживили тысячелетнее мастерство индусов. Появился новый, смешанный стиль. В XIX веке в Европе нашлось много любителей индийской мебели, которая приобреталась чаще всего из-за ее пышного экзотического декора. Прежде всего искали мебель, украшенную бомбейской мозаикой. Все это привело к оживлению индийского мебельного искусства. Новая индийская мебель хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике сохранила характерный индийский характер.
Индийский стиль мебели, несмотря на чуждые нам черты, интересен и весьма декоративен. Наряду с тщательной проработкой деталей на нас прежде всего производит впечатление поразительное пристрастие азиатских народов к помпезности и сложной орнаментике, что не всегда органически связано с назначением того или иного изделия.
Современному индийскому стилю характерны: бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная в ручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто “меняются ролями”. Пышная ажурная резьба в индийском мебельном искусстве – свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям, они использовали для орнаментики любую возможность.

Английский стиль

Английский стиль – элегантное и уютное направление, соединяющее новые и старые элементы. Основные элементы стиля — ткань, особенно вощеный ситец, удобная и мягкая мебель, множество аксессуаров — книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Современные интерпретации этого стиля чище и нейтральнее — например, стиль Shabby Chic.
Основные атрибуты данного стиля — это кабинеты, отделанные темными дубовыми или ореховыми панелями, зеленым сукном. Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный декор — вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели, оформлении стен и др. Английский стиль выражается в наше время как в прямом копировании его исторических разновидностей (викторианский стиль, Чиппендейл, Шератон), так и в эклектическом решении, которое органично включает в себя дух и черты различных эпох. Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается минимальной поверхностной обработке: натирается воском либо лакируется, что позволяет показать текстуру древесины во всей красе.

Викторианский стиль

Викторианский стиль – стиль в английской и американской архитектуре и дизайне, сложившийся во второй половине XIX века во времена правления королевы Виктории (1837—1901) Основан на эклектическом смешении элементов старых стилей, часто в новых сочетаниях. Неоготические формы использовались для церквей, университетов и государственных учреждений. В строительстве жилых зданий ориентировались в основном на классицизм с примесью мотивов византийского, ренессансного и барочного стилей. Помимо традиционных материалов использовали и новые, такие как железо и стекло, но металлические конструкции обычно скрывали декором. Для викторианского стиля характерны презентабельность и тяжеловесность форм, массивность украшений, тщательная отделка деталей. Мебель, как правило, тяжелая, темная, покрытая обильной резьбой. В интерьерах создается настроение «романтического полумрака», которое усиливается благодаря аксессуарам в псевдоренессансном, восточном и других стилях.

Голландский стиль

Голландский стиль — стойки и ригели, почерневшие от времени деревянные балки, декоративно украшают и поддерживают беленые оштукатуренные фасады домов. На фоне зелени садов и равнинных голландских пейзажей такие дома очень живописны, как прославленные на весь мир картины голландских художников. Внутреннее убранство дома не менее красиво. Сквозь классические голландские окна «на девять стекол» с перегородками, делящими окно на квадратики, видна зелень сада. Шторы в мелкую клетку не препятствуют проникновению солнечного света. Преобладающие цвета в интерьере: желтый, синий и немного красного. Стены оттенка светлой охры или бледно-синего цвета, натуральное дерево мебели, ставней и плетеных корзин, медный блеск начищенных кастрюль, чайников и подсвечников. На этом фоне белые кружевные салфетки на полках, бело-голубая посуда и изразцы печей выглядят очень нарядно. Мебель в старых голландских домах декорирована в «архитектурном стиле», когда во внешнем виде мебели воспроизводился фасад здания. Дверцы посудных шкафов, например, разделенные на квадратики стекол, напоминают окна на фасаде дома, а по бокам шкаф украшался резными колоннами и башенками. Голландское изобретение — горка для посуды, на открытых или застекленных полках которой расставлена разнообразная бело-голубая посуда. Деревянные комоды, потемневшие от времени или покрашенные краской, столы, покрытые яркой скатертью, стулья с плетеными сиденьями и простые по форме кресла, обтянутые тканью или кожей, органично сочетаются со старой ажурной бронзовой люстрой, домоткаными ковриками и зеркалом в темной деревянной раме. Рядом могут висеть охотничьи трофеи или старинные географические карты, традиционно оправленные в черные деревянные рамы: бережное отношение к картам — в генах у потомков отважных мореплавателей.
Особая красота голландского дома — в противоречивых, казалось бы, сочетаниях: тонкой росписи печных изразцов и грубости массивного стола крестьянской работы, темного цвета старого дерева полок и белой пены ажурных кружевных салфеток на них, толстой керамической посуды со следами времени и блеска начищенной меди чайников с изящно изогнутыми ручками. Голландское жилище, как ни одно из европейских, прославлено благодаря живописи «малых голландцев». Видя красоту в повседневности, в незначительных, на первый взгляд, мелочах быта, голландские художники создали новые жанры живописи — бытовой интерьер и натюрморт. В их картинах уютная и тихая жизнь вещей наполнена особым смыслом и спокойной красотой.

Колониальный стиль

Зародился в Англии в средние века. Великобритания обладала мощным морским флотом, и в результате завоевательной политики к концу XIX века ее колонии простирались на все континенты.
Колонизаторы привозили в экзотические страны те предметы обихода, которыми они пользовались у себя на родине, но в то же время местные элементы декора и обстановки постепенно добавлялись к традиционным европейским. В результате такого смешения и возник впоследствии колониальный стиль.
Данный стиль в интерьере варьировался в зависимости от географического положения и рода занятий колонистов.
Так, отличительными особенностями колониальных домов Индии являются столы и сундуки из темного дерева, низкая деревянная мебель, позолота, зеркала, яркие краски в тканях и коврах, инкрустации из слоновой кости.
Стиль “сафари”, распространявшийся в колониальных домах Африки, несколько отличен от предыдущего. Мебель достаточно легкая, разборная, имеет съемные детали и складные конструкции. Как правило, мебель природных оттенков – бежевая, коричневая, соломенная, дополнялась контрастирующими деталями – звериными шкурами, которые выполняли функцию ковров, ярким шелком, растительными орнаментами.
Увлеченность колонистов XIX века наукой отразилась на деталях интерьера – застекленные гербарии, коллекции насекомых, географические карты и подзорные трубы были непременными атрибутами во многих колониальных домах.
Американский колониальный стиль развивался в другом направлении. Простой и непретенциозный, он представлял собой смесь народного и крестьянского стилей, которые изначально были распространены по всей Европе.
Европейские переселенцы, осевшие на американской земле, располагали скудными средствами, поэтому для приготовления красок, которыми покрывались стены в домах, использовались натуральные растительные красители. Обычно переселенцы предпочитали приглушенные цвета в отделке. Помимо желтой и красной охры, популярными у колонистов были дымчатые серо-голубые, бледно-розовый, лилово-коричневый и серо-зеленый тона.
Мебель, очень простая и несколько грубоватая, полы, деревянные элементы обстановки, потолки – все в доме раскрашивалось с помощью трафаретов, позволявших дешевым способом добиваться имитации дорогих ковров и тканей.
Колониальный стиль хорош тем, что вносит некоторое разнообразие в повседневность, добавляя нотку экзотичности. В таком интерьере можно по-разному комбинировать предметы обстановки и декора, делая свой дом интересным и неповторимым.

Кантри

Кантри — (country – “деревенский”) – воплощение стиля загородного дома 19 века. А мировое признание он получил всего 30-40 лет назад. Существуют несколько разновидностей кантри стиля. Английское или скандинавское кантри, стиль французской деревни, американский фермерский стиль несут на себе отпечаток той культуры, в условиях которой они сформировались. Стиль кантри сегодня воспроизведен в самом широком диапазоне, в самых разнообразных вариациях интерьера. Отличительная принадлежность стиля – “деревенская” мебель, коврики и покрывала из лоскутков (пэчворк), плетеные сундуки и кресла, корзинки, обилие керамики и сухие композиции цветов, картины с изображением животных, натюрморты в простых рамках, деревянные полы из длинных досок.
Интерьер, оформленный в стиле кантри, выдерживает самое разнообразное сочетание материалов. Но здесь важно знать меру. Для оформления стен подойдут бумажные обои с наивным цветочным рисунком, яркий, даже пестрый, текстиль, керамическая плитка, декоративная штукатурка, облицовочный камень. Но следует помнить, что кантри в основе своей – теплый, “домашний” стиль, поэтому применение камня необходимо использовать умеренно.
Из металлических деталей предпочтительна состаренная, местами тронутая патиной бронза или латунь. Очень хороши предметы ручной ковки. А хромированный блестящий металл, даже в комбинациях с другими материалами, лучше исключить.
Полы квартиры, оформленной в деревенском стиле, уместно застилать пестротканые или с рисунком коврами и половиками. Покрывала, декоративные подушки и просто украшения на стенах изготавливаются или вышиваются вручную, а лоскутные одеяла переживают второе или даже третье рождение. В этом и заключается обаяние кантри – уникальность, неповторимость каждой вещи ручной работы, органично вписанной в данный интерьер.
Мебель в стиле кантри для спальни – это кровать и платяной шкаф из грубо обработанной древесины, для столовой – обеденный стол, буфет и табуреты. Для жителя мегаполиса эта простая и даже аскетичная мебель – своего рода символ устойчивости и надежности.
Поскольку в интерьере кантри достаточно много разнородных пестрых аксессуаров, соотношения тонов становятся особенно важными. В таком интерьере нужно соблюсти баланс между насыщенными, яркими цветами и пастельными. Если, например, в обивке мебели сочетаются светло-голубой и светло-бежевый, то светлые пастельные тона лучше подобрать и для обоев, ковра, занавесок, скатерти. Художники советуют очень аккуратно использовать ярко-синий, так как его удел – цветовое акцентирование. Если хочется контрастных сочетаний, лучше выбрать золотистую охру – деревянную мебель, и белый – стены, двери, покрашенная мебель.
В стиле кантри чаще всего оформляют загородные дома и дачи. Именно здесь старые вещи обновляются и возрождаются, занимая достойное место в интерьере.